Абсент и его знаменитые почитатели

О том, как абсент влияет на сознание человека, лучше знают врачи. О том же, как этот напиток «вливался» в творчество, свидетельствуют произведения искусства и литературы. Классические примеры – работы Винсента Ван Гога, Виктора Гюго, Поля Верлена, которые нередко оказывались во власти «зелёной феи».

«ВИСКИ И ПИВО – ДЛЯ ДУРАКОВ, АБСЕНТ – ДЛЯ ПОЭТОВ» (Эрнест ДОУСОН)

Существует заблуждение, что абсент является самым модным, самым богемным, самым элитарным алкогольным напитком. В значительной степени живучести подобного мифа способствует то, что первыми достоинства абсента оценили представители парижской интеллигенции – художники, поэты, писатели. Ни один крепкий напиток в мире не привлекал такого внимания величайших мэтров мировой культуры. Абсент не просто пили – ему посвящали свои произведения знаменитые творцы.

Поколение «проклятых» поэтов и мятежных художников – создателей новых направлений в искусстве – было уверено, что абсент пробуждает силу художественного воображения. Художники-импрессионисты именно абсент считали стимулятором творческих процессов, вызывающим из подсознания к жизни спящее воображение, которое «рисует» картины. Напиток получил еще одно название – «зеленая фея». Поэты были уверены, что «зеленый огонь абсента» рождает в сознании поэтические образы.

Не удивительно, что в середине XIX века в течение всего лишь трех лет абсент стал самым знаменитым, самым модным напитком в Западной Европе. Однако слухи о его чудодейственном воздействии на творческий потенциал оказались сильно преувеличены.

На самом деле абсент вовсе не являлся эликсиром творческой энергии. Приверженность большого количества людей к этому напитку объясняется прежде всего тем, что он обладает наркотическими свойствами и, следовательно, вызывает привыкание. Поэтому уже в начале ХХ века в большинстве стран мира абсент был запрещен.

Эликсир творческой энергии

ЗНАМЕНИТЫЕ АБСЕНТИСТЫ

Абсент жил с мире искусства, а этот мир, в свою очередь, брал из абсента все необходимые ему соки вдохновения. Лик «зелёной феи» прочно поселился в музыке, литературе, живописи и кинематографе.

Мы приведём далеко не полный список знаменитых абсентистов мира.

ЧАРЛЬЗ КРОСС (1842-1888)

Чарльз Кросс был поэтом, физиком, химиком, художником и музыкантом. Предположительно, что он был фактическим изобретателем проигрывателя в 1877 году. Однако из-за проблем с финансированием он не смог организовать производство и не получил патент на своё изобретение. В этом отношении его обошли другие изобретатели, и в особенности Томас Эдисон. Кросс был также известен, как разработчик цветной фотографии и телеграфа. Он мог выпивать по двадцать порций абсента в день, что часто и делал, благодаря чему был известен во многих парижских абсент-кафе.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ (1853-1890)

Самый знаменитый абсентщик. Как долго он употреблял абсент, никто не знает. Говорят, он был жадным до абсента. Его письма свидетельствуют, что он пил абсент регулярно. Гениальный художник Винсент Ван Гог страдал от психического расстройства, а в конце жизни — от острого алкоголизма и абсентизма. Также он страдал эпилептическими припадками. Но точного диагноза и причину его смерти вряд ли сейчас удастся установить.

По докладам американских ученых, туйон положительно влияет на работоспособность, но его передозировка приводит к изменению восприятия цвета: человек видит все в желтых тонах. Собственно, именно желтый цвет — отличительная особенность работ Ван Гога.

«Желтый цвет жизни»

ПОЛЬ МАРИ ВЕРЛЕН (1844-1896)

Богемный поэт Парижа, воспевающий абсент во времена своей молодости. Он проводил время в компании проституток и пьяниц. Его постоянным спутником был молодой поэт Римбо. В последствии Верлен обнищал, но не прекратил пить абсент. Верлен в своей «Исповеди» 1895 года называл мутно-зелёную жидкость «зелёной ведьмой» и требовал наложить запрет на этот «источник безумия и преступлений, идиотизма и позора».

Такое резкое отношение к абсенту выработалось у него из-за привычки выпивки «вечером и ночью», как он сам говорил. Из-за своей страсти к напитку он, будучи чутким человеком, тем не менее, нападал на свою жену и даже пытался ее поджечь. В припадке он стрелял из револьвера в своего друга Римбо, а также с ножом в руках требовал деньги у престарелой матери.

По свидетельству его друзей, даже когда он проклинал абсент на смертном ложе, бутылка абсента была спрятана у него под подушкой.

АРТУР РИМБО (1855-1891)

Артур Римбо был молодым и неизвестным поэтом, приехавшим в Париж в возрасте 16 лет. Нищий, но впечатляющий своей работоспособностью и талантом, парень вскоре познакомился с Полем Верленом. Но их сотрудничество (а кто-то утверждает, что и взаимное чувство) не были продолжительным. Скоро Римбо поссорился с Полем Верленом из-за случайного выстрела, которым Верлен ранил его. Неаккуратный Верлен был приговорён к тюрьме, а Римбо провел остаток жизни на службе в голландской армии. Хотя он прекратил занятия поэзией, но тем не менее для Франции он останется одним из величайших поэтов.

АЛИСТЕР КРОУЛИ (1875-1947)

Считается одним из самых ярых защитников абсента, в его творчестве этот напиток оставил заметный след. Во славу абсента Кроули посвятил много своих произведений; в своем эссе «Зеленая богиня» он оправдывает абсент и говорит о том, что нельзя оценивать его по его недостаткам и злоупотреблениям им: » С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток».

Кроули говорит об особой роли абсента в творчестве, по его словам, абсент помогает «отделить ту часть себя, которая «существует» и воспринимает, от другой части, которая действует и страдает во внешнем мире». А это то, что он и называет творчеством.

Истинное творчество

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899-1961)

Один из последних настоящих абсентщиков, Хемингуэй, пил абсент даже после его запрещения во многих странах мира. По слухам, он даже сберёг несколько бутылочек абсента, когда жил в США. «Зелёный дурман» можно встретить во многих его произведениях, включая «Смерть в полдень» и «По ком звонит колокол».

В период жизни на Кубе и работой над своим произведением «Старик и море», он просил привезти абсент из Флориды и готовил его способом, ставшим классическим, — при помощи специального фонтанчика, пускающего воду тонкой струей для разбавления абсента.

МУЗА LA FEE VERTE

«La fee verte» (зеленая фея), ставшая своеобразной музой XIX века, вдохновляла на творческие подвиги, породившие целую серию живописных и поэтических образов, зачастую трагических.

Так, в 1859 году Эдуард Мане написал свою знаменитую картину «Любитель абсента».

В 1865 году подобное произведение, вошедшее в мировую классику, было написано бельгийским художником Фелисьеном Ропсом, а в 1876 году великий Дега воплотил ту же тему в своем полотне «Абсент».

Не обошли абсент своим вниманием Бодлер, Верлен, Золя, Тулуз-Лотрек, Модильяни и Виктор Гюго, обычно начинавшие и заканчивающие день стаканчиком «зеленой феи» в одном из кафе Монпарнаса.

Рассказывают, что Анри де Тулуз-Лотрек, не в силах выносить даже кратковременную разлуку с любимым напитком, носил его с собой в специальной фляжке, вделанной в рукоять трости.

Видео: Елена Ваенга — Абсент (Песня года 2010)

Leave a Reply