История чешского пива Старопрамен

Опубликовано От Lawebar

Чешские земли издавна славились на всю Европу своим вкуснейшим пивом. Сегодня Чешская Республика — мировой лидер по потреблению пива. Для страны с населением 10,5 млн. человек это действительно ошеломляющая статистика, впрочем сами чехи своим первенством очень гордятся.

Интересная деталь, слово «пивовар» (pivovar) в чешском языке означает не что иное, как пивоваренный завод. Человека же, владеющего профессией пивовара и который непосредственно занимается варкой пива, в Чехии называют словом «сладэк» (sládek). В этой статье и далее мы будем использовать слово «пивовар» в его чешском значении.

История создания

История чешского пивоварения крайне насыщенна, сегодня мы расскажем об одном из крупнейших пивоваров Чехии, компании «Пивоварни Старопрамен» (Pivovary Staropramen a.s).

Период национального возрождения вызвал небывалую популярность чешского пива. Именно в то время и именно по этой причине в Праге появился известнейший сегодня пивоваренный завод «Старопрамен» (Staropramen) – дословно название можно перевести как «Старый источник».

Идея построить в пражском районе Смихов (Smíchov) новый пивзавод обсуждалась с середины 60-х годов XIX столетия. Решение о его основании в форме чешского акционерного общества было принято 21 апреля 1868 года двумя промышленниками – Яном Когоутом (Jan Kohout) и Вилемом Пицекем (Vilém Picek). Воображаемые часы, отмеряющие историю смиховского пива, начали свой ход в феврале 1869 года, когда было получено разрешение на строительство. В том же году известный техник пивоварения Густав Нобак (Gustav Noback) предоставил акционерам чертежи и строительный план, согласно которому на левом берегу Влтавы началось возведение зданий пивоварни.

17 февраля 1871 года на только что построенном заводе началось солодоращение – процесс проращивания зерна для солода, 1 мая состоялась торжественная церемония первой варки, а уже 15 июля 1871 года стартовали первые продажи готового пенного напитка – варилось в основном светлое пиво. «Старопрамен» имел все необходимое для того, чтобы стать крупным, успешным и известным производителем пива. Одним из слагаемых успеха стал выбор места строительства завода в будущем промышленном районе Праги, где продажи пива являлись гарантированными. Другим – современная концепция управления и значительный капитал, обеспечивающий финансовый тыл. Не последнюю роль сыграло и то, что «Старопрамен» целенаправленно подчеркивал чешское происхождение своего пива. Это сделало его приоритетным напитком в пивных, где собирались различные национальные общества и объединения. Особенно значительным для имиджа нового предприятия стал 1880 год, когда пивоварню посетил император Австрийской империи Франц Иосиф I. Он не только высоко оценил местное пиво, но и неожиданно написал отзыв в памятную книгу на чешском языке. В это время смиховское предместье начало активно развиваться и расти, а вместе с ним росло и потребление пива. За 18 лет производительность предприятия увеличилась с 22 500 до 100 000 гектолитров пива в год. Свой двадцатый день рождения «Старопрамен» отметил рекордной годовой варкой 140 тысяч гектолитров янтарного напитка.

В начале XX века «Старопрамен» умеренно развивался вместе со всей чешской экономикой, а настроения в обществе были оптимистичными. Смиховский пивовар использовал это время с пользой. Растущий спрос на пиво подталкивал руководство компании к модернизации своего производства. Развитию пивовара также поспособствовали два ключевых в истории мирового пивоварения события, которые пришлись на последние годы XIX века: изобретение способа искусственного охлаждения пива, позволившего круглогодично защищать пиво от прокисания во время производства, и появление технологии массового розлива в бутылки.

В целом это было удачное время, однако тогда пивоварня впервые столкнулась с серьезной конкуренцией. Она была особенно ощутима в Праге, где появилось несколько крупных пивзаводов. Среди прочих выделялся «Мещанский пивовар» (Měšťanský pivovar), располагавшийся в районе Královské Vinohrady.

В 1913 году в разгар конкурентной борьбы впервые регистрируется торговая марка Staropramen, а вместе с ней еще 16 названий, среди которых Pračep, Starosmíchovský, Starozdroj. Спустя несколько лет пиво смиховского пивоваренного завода разливается в бутылки с одним единственным названием на этикетках – Staropramen. Логотип компании разработал прославленный чешский художник-график Франтишек Тихий (František Tichý).

С приходом Первой мировой войной отрасль пивоварения, как и всю экономику, постиг кризис. Из-за военного призыва «Старопрамен» лишился многих квалифицированных работников, реквизиции подверглось сырье и оборудование завода. Это не могло не сказаться на качестве выпускаемого пива. «Старопрамен» был вынужден значительно сократить объемы производства, и варил пиво с максимальной плотностью 4-6 ° вместо привычных 11-13°.

С окончанием войны ситуация еще долго оставалась прежней: с фронта не вернулись многие специалисты завода, а качественного сырья попросту не было. Потому в послевоенные годы компания вынужденно производила суррогатное пиво.

Восстановление экономики Праги пришлось на середину двадцатых годов. На страговской равнине город начал строительство самого большого стадиона в мире, приуроченное к проведению VIII «Всесокольского слета». Развитие города всегда идет на пользу производителям пива – растет его потребление. Поэтому никто не удивился возрождению «Старопрамена», который вновь начал зарабатывать, инвестировать в новое оборудование, и вышел на современный технологический уровень. Теперь это была первая по объемам производства пивоваренная компания в Чехословакии. В период с 1933 по 1937 годы прошла глобальная модернизация всего предприятия, которая позволила увеличить производство до 859 тысяч гектолитров пива в год. Этот результат мгновенно вывел «Старопрамен» в тройку крупнейших пивоварен Европы. Однако совсем скоро наступила очередная военная катастрофа. Инвестиции в производство прекратились, поставки сырья оборвались, оборудование износилось или было уничтожено войной.

Один из цехов завода сегодня

После Второй мировой войны завод был национализирован и в послевоенный период вступил в статусе государственного предприятия. По причине того, что социалистически ориентированная Чехословакия приоритетно развивала в основном тяжелую и добывающую промышленность, нуждам пивоварения внимания уделялось мало. Однако компании удалось удержать качество пива на прежнем высоком уровне, что неминуемо привело к росту производства: в 1960 году была взята планка в 1 миллион гектолитров в год. «Старопрамен» на 20 последующих лет становится основным поставщиком пива для Праги и окрестностей.

В 1992 году была основана акционерная компания «Пражские пивоварни» (Pražské pivovary, a. s.), в собственность которой вошел пивоваренный завод «Старопрамен».

В 1994 году стратегическим партнером акционерного общества стала британская пивоваренная компания Bass – один из лидеров пивного рынка Европы.

Через два года началась сложная плановая модернизация пивоварни. В частности был обновлен целый энергетический блок, включая систему охлаждения, паровой котел и компрессоры. В 1997 году в состав «Пражских пивоварен» вошел пивоваренный завод «Остравар» (Ostravar).

Через пять лет компания сменила свое корпоративное имя на «Пивоварни Старопрамен» (Pivovary Staropramen a.s.). Сегодня она занимает 15,6% чешского пивного рынка, являясь вторым производителем и экспортером пива в Чешской республике.

Флагман компании – пиво марки Staropramen можно встретить в 30 странах мира. Бренд обладает самым широким постоянным ассортиментом пива среди всех участников рынка:

Staropramen Světlý – классическое светлое пиво, награжденное сертификатом качества и завоевавшее в свое время немало наград. Содержание алкоголя — 4,0 %.

Staropramen 11 – светлое пиво с добавлением карамельного солода. Варится с 2010 года. Содержание алкоголя — 4,7 %.

Staropramen Ležák – светлый лежак. Содержание алкоголя — 5,0 %Staropramen Nefiltrovaný – пшеничный нефильтрованный лежак с добавлением кориандра. Содержание алкоголя — 5,0 %.

Staropramen Granát – полутемный лежак изготавливаем по неизменному рецепту с 1884 года. Содержание алкоголя — 5,0 %.

Staropramen Černý – темный лежак. Содержание алкоголя — 4,4 %.

Staropramen Déčko (Dia) – легкое светлое пиво с пониженным содержанием сахара и калорийностью 27 ккал на 100 мл. Содержание алкоголя — 4,0 %.

Staropramen Nealko – безалкогольное пиво с максимальным содержанием алкоголя 0,5 %.

Staropramen Cool – светлое пиво с добавлением натурального сока грейпфрута, апельсина или лимона. Содержание алкоголя — 2 %.

Компания также производит пиво под другими известными брендами, права на которые она выкупила у некогда популярных пивоварен: Braník, известная региональная марка Ostravar, Velvet, Měšťan, Vratislav. Кроме того, по партнерскому договору варятся известные сорта бельгийского пива: Stella Artois, Hoegaarden и Leffe.

Помимо производства пива компания владеет несколькими фирменными ресторанами Potrefená Husa – что дословно переводится как «Подстреленный гусь». Здесь всегда в наличие полный ассортимент выпускаемого заводом разливного пива. И что самое главное, оно всегда свежее и невероятно вкусное. Популярность заведения была столь высока, что сейчас по всей Чехии насчитывается более 30 ресторанов и спортивных баров, открытых по франшизе, которой владеет компания «Пивоварни Старопрамен».

Сегодня пивоваренный завод «Старопрамен» является неотъемлемой частью Праги.Каждый день толпы туристов стремятся попасть на экскурсию по предприятию, где можно не только прикоснуться к его истории и узнать о технологии варки классического пражского пива, но и продегустировать его лично.


Добавить комментарий

123