Шустовский коньяк (Шустовъ 1863)

Опубликовано От Lawebar

Не все сразу скажут, чем прославил себя род Шустовых. А, между тем, именно представители этой фамилии запатентовали такие известные названия, как «Рижский бальзам» и «Зубровка». Лучшие традиции создания качественного алкоголя, заложенные Шустовыми в царской России, возрождаются в России современной.

СЕМЕЙСТВО ШУСТОВЫХ

История компании «Шустов и его сыновья» началась задолго до ее официальной регистрации в 1902 г., когда Леонтий Шустов, вольноотпущенный крестьянин из имения генерала Измайлова, осел в Москве. В 1811 г. он уже получил звание купца третьей гильдии, но предпочитал служить дьячком в церкви, числясь в городских реестрах «неторгующим купцом». Леонтий Шустов был женат, степенен, но грешил алкоголем. После чтения Христовых заповедей он любил выпить наливку собственного приготовления и владел множеством рецептов спиртовых настоек. Именно из-за пристрастия к горячительному, полагал сам Леонтий, Бог подарил ему долгожданного сына лишь к пятидесяти годам. Младенца нарекли в честь Николая Чудотворца.

Мальчик рос спокойным и смышленым. В двадцать лет Николай женился по любви на купеческой дочке Аграфене, которая подарила ему четырех дочерей. Когда на свет появился мальчик, его тоже назвали Николаем. Примерно в это время, счастливый отец основал компанию «Шустов и сыновья». Дело пошло — Аграфена родила еще четырех мальчишек, а Николай Шустов-старший решил делать водку.

Конкуренция на московском водочном рынке была жесточайшая, однако дело Н. Л. Шустова в этих условиях выжило и обрело солидность. Малые объемы производства предприимчивый Шустов компенсировал хорошим качеством продукции. Покупатели оценили это, и со временем у шустовской фирмы появилась своя постоянная клиентура.

Кроме того, время было подходящее — в 1863 г. ввели новую систему: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась акцизным сбором. Свой первый винокуренный заводик Шустов разместил в купленной по дешевке бывшей кузне на Маросейке, куда поставил перегонный чан и прочее оборудование. На этом этапе и кончились все деньги, зато обнаружилось, что конкурентов у новоиспеченного заводчика — множество. Только в Москве в эти годы работало 300 заводов, занятых производством «хлебного вина».

Но рентабельность сего предприятия была лишь вопросом времени, и вскоре, в 1865 г., дела купца 2-й гильдии Шустова пошли столь успешно, что он перевел свое производство с Маросейки на Мясницкую улицу, в дом Нилуса. Там завод просуществовал вплоть до 1880 года.

Начало истории: коньякъ Шустова

КАЧЕСТВЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ШУСТОВЫХ

По данным Московской губернии за 1881 год, фирма Шустова, имея 18 рабочих, произвела 3 950 ведер водок на сумму 20 100 рублей. Компания занимала только скромное 16-е место по производству водочной продукции. Тем не менее, Шустовъ не отступился от своей главной затеи — составить конкуренцию крупнейшим российским водочникам.

Как раз в это время фирма стала уделять особое внимание производству различного вида настоек, наливок и ликеров. Николай пустил в дело отцовские секреты: «Зубровка», «Спотыкач», «Рижский бальзам», «Запеканка», «Нектарин», «Рябина на коньяке» — все эти наливки и настойки были придуманы и запатентованы Шустовым в то время.

К 1897 г. фирма владела в Москве водочным и ликерным заводами, складами русских виноградных вин. Она торговала коньяком, наливками, ликерами, спиртом, водками, русскими виноградными винами.

В 1899 г. фирма Шустовых сделала, пожалуй, одно из самых удачных своих приобретений, купив Ереванский коньячный завод Н. Таирова. Так, в 1899 г. в ассортименте товарищества появился коньяк. Хотя поначалу его следовало называть бренди. В то время делами заправляли уже сыновья Шустова — Николай и Леонтий. Они купили у армянского купца Нерсеса Таирова его убыточное винодельческое предприятие на территории бывшей Эриванской крепости, но сумели поднять его на должный уровень популярности и рентабельности.

Убыточное производство братья поднимали собственными силами. Кроме организаторского таланта Николая весьма пригодились технические навыки Леонтия, который хорошо разбирался в технологических тонкостях производства и даже сам усовершенствовал устаревшее оборудование. Кроме того, именно Леонтий занялся промышленным шпионажем. Для повышения качества своего напитка он отправился во французскую провинцию Коньяк на один из тамошних заводов, чтобы разузнать тонкости технологии.

Вылазка в стан будущих конкурентов прошла удачно, и вскоре Шустовы начали выпускать отличное бренди. Его высокое качество обеспечивалось применением самых передовых технологий.

Коньячная экспансия Шустовых в Араратской долине привела к открытию семи отделений в различных ее концах, вытеснению оттуда практически всех конкурентов и увеличению собственного производства до 80% всего армянского коньяка. В России его закупали почти 2000 постоянных оптовиков, среди которых значились компании К. Депре, А. Арабажи, братьев Елисеевых и многие другие.

Вслед за Ереванским коньячным заводом братья Шустовы освоили коньячное производство в Одессе, на винзаводе, принадлежавшем обществу «Черноморское виноделие», а также купили коньячный завод в Кишиневе.

Современный, но традиционный, коньяк

ВОЗРОЖДЕНИЕ «ШУСТОВА»

Современники называли Николая Шустова, старшего из братьев, «королем коньяка». В 1900 г. он инкогнито послал на выставку в Париж образцы своего коньяка. Профессиональное жюри единогласно присудило неизвестному виноделу Гран-при. А узнав, что победитель конкурса не француз, в порядке исключения разрешили Шустову писать на своих бутылках не «бренди», а «коньяк».

На прилавках магазинов стояли коньяки «Кавказский», «Три звездочки», «Четыре звездочки», «Экстра», «Финь-шампань». Производство расширялось, и вскоре вторым центром коньяка Шустовых стал Кишинев, где разрабатывалась бессарабская линия напитков. Известный коньяк «Белый аист» появился еще тогда.

А для продвижения своей продукции Шустовы пользовались проверенной тактикой — засланные агенты заказывали напитки в ресторане и очень гневались, если там не оказывалось шустовского коньяка. В газетах печатались стихи, анекдоты и загадки, за хорошее вознаграждение модные театральные актеры вплетали в роли названия именно этих напитков.

Награды братья собирали охапками. Золотые медали на выставках в Нижнем Новгороде, Антверпене, Амстердаме, Новом Орлеане, Варшаве. Англия ежегодно закупала у Шустовых 120 тыс. бутылок коньяка. Компания «Шустов и сыновья» с 1912 г. была официальным поставщиком двора Его Императорского Величества.

Крах шустовской коньячно-наливочной империи случился в 1917 г., через год после смерти Николая Шустова. Имущество фирмы было национализировано. Но память о шустовских напитках не исчезла. Кто не знает этих названий: «Зубровка», «Сливянка», «Рябина на коньяке», «Рижский бальзам». А ведь все это — старинные рецепты семьи Шустовых.

Много лет шустовские напитки ждали времени, когда найдется компания, способная возродить мощь былой империи. Много времени и сил потратили потомки знаменитой династии прежде, чем нашли тех, кому можно было бы доверить честь и славу великих предков.

Сегодня прославленное имя Н. Л. Шустова и его сыновей, находясь под охраной потомков рода Шустовых, было передано как гарант качества и пожелание успехов Группе предприятий «ОСТ» и Черноголовскому заводу алкогольной продукции «Ост-Алко». В наши дни Черноголовка заслужила почет и уважение за твердость в неизменном стремлении к качеству и удостоена чести возродить славу шустовских напитков. Вновь идет слава Шустова по всей России и миру.

В настоящее время торговая марка «Шустовъ» — одна из основных в брендинговом портфеле Группы предприятий «ОСТ». В ассортиментной политике учитывается как исторические традиции, так и экономические реалии сегодняшнего дня. Водка, коньяк, сладкие и горькие настойки, бальзам — все эти товарные категории представлены в сегодняшнем ассортименте «Шустова». Планируется их дальнейшее развитие в среднем ценовом и премиальных сегментах рынка.

Коньяк Шустов ESTE (2006)

Во времена ещё Царской России, коньяк Шустовъ любили и почитали именитые люди, в число которых входил сам Николай II.

Говорят, взбалмошный Черчилль, который всем напиткам предпочитал армянский коньяк, любил подразнить советскую власть, упорно заказывая себе «знаменитый коньяк Шустова». Ежегодно Черчиллю отправляли 400 бутылок, которые числились в сопроводительных документах как «бывший шустовский».

Балагур Сергей Есенин часто баловался Шустовской «Рябиновой», сопровождая такие вечера песнями и кутежами. А великий Карл Фаберже отдавал предпочтение Шустовскому бальзаму.

И по сей день, увидив торговый знак или логотип «Шустов» — фирменный колокол, вспомните о великой истории становления данной компании и оцените качество напитка.


Добавить комментарий

123