Солнечное вино Италии — Кьянти

Опубликовано От Lawebar

Тоскана с её кипарисовыми и оливковыми рощами на живописных холмах, овеваемых морскими ветрами, подарила миру много выдающихся красных вин.

Тоскана с её кипарисовыми и оливковыми рощами на живописных холмах, овеваемых морскими ветрами, подарила миру много выдающихся красных вин. Марку «Кьянти» (Chianti), имеющую категорию DOCG (Название, Контролируемое по Происхождению), считают самым известным итальянским брендом. Более чем половину тысячелетия назад это травянисто-пряное, в меру фруктовое вино заливалось в бутылки под названием фьяско (fiasco). Тонкое стекло оплеталось лыком, что защищало бутылку от солнечных лучей и ударов. Кьянти прошло испытание временем, и сегодня оно является украшением любого стола.

Упоминание о Кьянти датируется 1398 годом. В 1716 году Кьянти выпускали 4 деревни: Рада, Гайоле, Кастеллина и Греве. Сегодня зона Кьянти расширилась и объединила 8 зон, оставив нетронутым «сердце» производства, где находятся старинные виноградники, считающиеся элитными.

Кьянти Классико (Chianti Classico) — наиболее ценное вино из линейки Кьянти. Оно производится на небольшой территории между Флоренцией и Сиеной. В эту зону классического Кьянти включено 70 тысяч гектаров земли на территориях десятка коммун.

Кьянти Классико маркирован акцизной маркой с изображением силуэта петуха на фоне красного круга. Эта печать ставилась с 14 века в качестве эмблемы Лиги Кьянти, которая в те времена правила регионом, а в 20 веке она стала символом Ассоциации, имеющей 700-летнюю историю. Более 600 членов Ассоциации Кьянти Классико (её также называют «Gallo Nero», чёрный петух, по символу Кьянти) производят более 70% вина с квалификационными признаками Кьянти Классико. Помимо производства и контроля качества, одной из важных функций Ассоциации Кьянти Классико является маркетинговая поддержка производителей Кьянти во всём мире. Рестораны, винные бутики, супермаркеты выставляют это вино на самые почётные места. Кьянти Классико признан отдельным и независимым вином, отличающимся от всех остальных Кьянти. Его уникальность — в терруаре, качестве, истории.

Чёрный петушок возник не просто так, с его появлением связана интересная легенда.

В древние времена города Сиена и Флоренция всегда соперничали между собой. Местные мудрецы решили положить конец этим ссорам и распрям. Они договорились, что в одно время, после захода солнца, после крика первого петуха из этих городов два всадника направятся навстречу друг другу, а где они встретятся, там и будет граница между городами. В этом состязании многое зависело от петуха. Жители Сиены выбрали самого красивого белого петуха, кормили его отборным зерном, холили его и лелеяли, а флорентийцы морили своего чёрного петушка голодом, и в день состязаний чёрный петух запел ещё до наступления темноты. В результате, всадник из Флоренции вышел раньше и встретил соперника в 10 милях от Сиены.

Кьянти — сухое красное вино традиционной Италии, в основе которого лежит сорт Санджовезе. По словам одного из лучших мировых экспертов Оза Кларка, сорт с мелкими ягодами, Санджовезе — или Санджовето,— является оплотом Кьянти. Санджовезе способен изменять свой характер в зависимости от почвы, на которой он произрастает, и этим всегда пользуются виноделы, создавая новые яркие нюансы известного бренда.

Этот сорт существует также и в другом варианте — с более крупными ягодами, Санджовезе Гроссо. Но из него делают Brunello di Montalcino и Vino Nobile di Montepulciano (все — DOCG) .
Формулу Кьянти придумал барон Рикассоли более 100 лет назад, который был премьер-министром Королевства Италии. По его указу вино Кьянти было разделено на две категории: простые, которые пьют молодыми, и те, которые должны насыщаться долгое время. Подлиный Кьянти достигает пика зрелости только к 10 годам, а потом теряют свои качества.

Согласно формуле Рикассоли, Кьянти должен был состоять на 70-100% из исконно итальянской лозы Санджовезе, на 10-15% — из итальянского красного Канайоло, а оставшийся объём приходился на долю белого греческого сорта Мальвазия или итальянского Требьяно. Постепенно процент белого сорта стал снижаться, пока вовсе не сошёл на нет. Вскоре рынок наводнили так называемые супертосканские вина или столовые Vina da Tavola, когда в Санджовезе добавляли запрещённые Каберне Совиньон или Мерло. Они имели оригинальные названия: Sammarco, Solaia, Cepparello…

С 1984 года формула Кьянти была в очередной раз пересмотрена. С тех пор существует три категории этого вина:

Одно-двухлетнее Chianti отличается прозрачным рубиновым цветом, фруктовым ароматом. Оно высококислотное и обладает оформленным вкусом. Виноград для него собирается с 8 субрегионов Кьянти.

Chianti Classico делают только из Санджовезе, который успешно культивируется здесь на протяжении тысячелетий. Виноград выращивается только в исторической зоне Кьянти Классико. Выдержка 7 месяцев в бутылке — обязательный срок. Это вино обладает полнотелым сложным вкусом и длительным сроком старения. Его тёмно-красный цвет с фиолетовыми оттенками завораживает, а ягодно-фиалковый аромат неповторим.

Chianti Classico Riserva — высококлассное вино из винограда со сниженной урожайностью. Выдержка в бутылке не менее 3 лет. Категория Ризерва сегодня составляет 20% от общей продукции Кьянти. Это густое гранатового цвета вино с ароматом специй и диких ягод, тонким бархатистым привкусом.

Герои Кьянти

Кто те герои, на чьих счетах золотые медали и награды за лучшее Кьянти? Народ должен знать, кому доверить свой выбор среди множества бутылок с одним наименованием самого знаменитого красного итальянского вина.

Оз Кларк, самый уважаемый мировой эксперт, удостоенный специальной награды Prix Lanson за выдающийся вклад в популяризацию и пропаганду идеалов винной культуры, ещё в прошлом веке назвал их имена. В наши дни эти компании продолжают совершенствоваться, и их Кьянти всё так же превосходно. А теперь чуть подробнее о лучших производителях чудесного Кьянти.

Antinori — старейшее винодельческое хозяйство в Тоскане. Его успех имеет 600-летний возраст, а это внушает огромное уважение. Имя Антинори вписано золотыми буквами в список лучших итальянских винных домов, это одна из величайших компаний. Она ведёт за собой других виноделов, совершая революцию своим новаторским подходом и находясь в постоянном поиске лучшего качества, лучшего вкуса и аромата. Кьянти от Антинори сочетает в себе красивый насыщенный цвет, невероятное ароматическое сочетание клубники и шоколада и умеренный по танинам шелковистый вкус с долгим фруктовым послевкусием.

Castello dei Rampolla находится в сердце Тосканы. Летопись семейного замка ведётся с XIII века, но собственную винификацию компания начала лишь с 70-х годов. В компании работают энтузиасты виноделия, влюблённые в своё дело. Кьянти от Кастелло дей Рамполла обладает хорошим потенциалом хранения. Яркое, чистое, хорошо структурированное вино делают с тщательным соблюдением высококачественных технологий. Это вино — эталон Кьянти в самом хорошем смысле.

Castello di Ama располагается в живописной Сиене. Благодаря тщательному подходу к мелочам эта достаточно молодая компания выпускает Кьянти, которое не уступает по качеству давно известным винодельческим домам. Кьянти от Кастелло ди Ама принадлежит к категории великих вин. Исключительный винтаж, изысканный характер вина, раскрытие лучших качеств винограда Санджовезе, большой потенциал хранения — далеко не полный перечень достоинств этого Кьянти.

Volpaia — тосканский замок XI столетия. Имя Волпайа связано не только с виноделием. В наши дни это предприятие занимается производством оливково масла, мёда и винного уксуса. Кьянти от Волпайа отличается мощным ароматом фруктов с нотками специй. Это вино отличается глубокой интенсивностью цвета, щедрым танинным вкусом и отличным потенциалом хранения.

Fontodi. Название этого имения произошло от латинского, означающее в переводе как «место, где много воды». Компания придерживается традиционных методов виноделия и пропагандирует натуральность и экологичность. Кьянти от Фонтоди имеют сложный букет. Ноты вишни и ежевики вплетаются в цветочный аромат, а черносмородиновый вкус на фоне минеральной структуры с едва уловимыми танинами придаёт вину бархатистость и нежность.v

Marchesi de Frescobaldi — тосканская семейная компания, которая в совершенстве владеет языком природы. Её вина, отличающиеся натуральностью и отменным качеством, импортируются более чем в 60 стран мира, и везде они имеют успех. Кьянти от Маркези де Фрескобальди можно описать эпитетами «элегантное» и «изысканное». В гармоничном сочетании фиолетового цвета, шикарного аромата и королевского вкуса скрыта тайна, которую хочется разгадывать вновь и вновь.

Riecine была основана англичанином Д. Данкли в конце 90-х и перекуплена американской семейной парой Бауманн чуть более 15 лет назад, но и за этот промежуток компания сумела стать одной из самых почитаемых в Италии. Кьянти от Речине стремится к идеальному эталону. Это хорошо сбалансированное вино сочетает в себе противоположные качества, которые не спорят, а дополняют друг друга: мягкость и силу, яркость и приглушённость, пряность и сладость.

Ambrogio e Giovanni Folonari является компанией, отделившейся в 2000 году от именитого винного дома Ruffino. Современный Амброджо включает несколько хозяйств Тосканы. Среди них поместья Tenuta di Nozzole, Conti Spalletti, Ronco dei Folo и другие… Кьянти от Амброджо и Джованни Фолонари отличаются индивидуальностью. Каждое поместье выпускает это вино так, что у него проявляется свой неповторимый нрав. Эти яркие вина подобны песням, каждая имеет свой мотив и мелодична по-своему.

Из прошлого в будущее

Старинная технология производства Кьянти, передаваемая из поколения в поколение, заключалась в том, что сусло изготавливали из винограда, собранного с лозы чуть подвяленным. Его добавляли в новое, уже перебродившее вино. Ферментация начиналась снова, и в результате получалось свежее пикантное вино. Этим так называемым способом «governo» добивались того, что вино быстрее достигало своих потребительских свойств, его можно было пить гораздо раньше, чем через обязательный по правилам год после сбора урожая. Сегодня лишь немногие используют эту методику, и по правилам нового кодекса, молодое вино не должно поступать на прилавки раньше сбора нового урожая.

С годами виноделы отказались и от традиционной технологии выдержки. Раньше вино разливалось во фьяски, где оно и выдерживалось. Затем для выдержки мастера виноделия стали применять маленькие дубовые бочки. Благодаря этим бочкам вина сохраняют фруктовый аромат и окисляются значительно медленней. Возраст лоз региона Кьянти Классико относится к 60-м и 70-м годам, но под бдительным контролем Ассоциации Кьянти Классико идёт постоянная работа по пересадке виноградников, по изучению лозы и выбору техники посадки и культивирования.

Виноградники постоянно улучшаются самыми качественными клонами Санджовезе. Для производства Кьянти Классико среди более 200 клонов Санджовезе были выбраны меньше десяти. В рамках создания экспериментального Кьянти построено 5 современных винних заводов, оснащённых автоматизированными системами контроля температуры ферментации, разработана и внедрена сеть наблюдения за погодой на территории зоны Кьянти Классико.

В 2011 году была предпринята очередная попытка улучшить качество Кьянти, разработана программа «Chianti 2011». Идут годы, а Кьянти не теряет своей актуальности, с каждым годом становясь всё вкуснее, добротней и популярней.


Добавить комментарий

123