Водка «Русский стандарт» — русский ли это стандарт?

Опубликовано От Lawebar

Бренд водки «Русский стандарт» был представлен в 1998 году. Первая марка бренда, водка «Русский Стандарт Original», позиционируется как новейшая русская водка премиум-класса. Новый продукт быстро зарекомендовал себя на русском рынке водки премиум класса, как первый русский люксовый бренд. Стильная бутылка и со вкусом исполненная этикетка гармоничны. На этикетке лаконичная подпись Д.И. Менделеева — великого ученого, известного каждому россиянину со школьной скамьи.

Через два года после запуска в производство, «Русский Стандарт Original» превзошел все импортируемые водочные бренды на русском рынке элитного алкоголя. В 2001 году появился «Русский Стандарт Platinum», а в 2004 был представлен и люксовый бренд «Русский Стандарт Imperia».

В подтверждение серьезности намерений в качестве содержимого бутылки и в оправдание цены одноименная компания и генеральный дистрибьютор «Руст Инкорпорэйтэд» в каждом месте продажи своего уникального продукта предлагают буклеты, повествующие о том, какая это замечательная русская водка. Лучше бы они этого не делали. К сожалению, без цитат здесь не обойтись. На одном из буклетов стоит эпиграф: «В мире нет вредных веществ, в мире есть вредные количества» — Д.И. Менделеев, диссертация о водке». Согласитесь, хорошее начало, но только почему оно подписано Менделеевым, а не Жванецким и, что это за «диссертация о водке». Дмитрий Иванович защищал в качестве докторской диссертацию большую монографию «Рассуждение о соединении спирта с водою», где была изложена основа гидратной теории растворов, не имеющей никакого отношения к водке.

В 2005 году продажи «Русского Стандарта» превысили миллион коробов. В результате, бренд входит в престижный клуб журнала Drinks International, в котором состоят крупнейшие мировые бренды-миллионеры.

В 2006 году, в Санкт-Петербурге, был открыт новый современный завод занимающий площадь в 30000 квадратных метров, который производит 4 млн 9л. коробов в год, при скорости 22 500 бутылок в час.

По итогам 2007 года «Русский Стандарт» занял четвёртое место среди наиболее динамично развивающихся глобальных алкогольных брендов. Водка «Русский Стандарт» вышла на рынок 48 стран мира, а объем продаж за год вырос на 40%. Компания представила свой новый бренд «Русский Стандарт Gold».

Читаем дальше: «Рецепт идеальной водки на Руси искали веками. Но нашел его… Д.И.Менделеев, сам большой знаток и ценитель русской водки». Если бы Менделеев был не только знатоком, но и ценителем русской водки, то едва ли бы он создал, цитирую из буклета, «Таблицу Менделеева» — по-русски она называется периодическим законом элементов. Во втором буклете читаем: «В конце XIX века в России, как и сейчас, резко снизилось качество водки, производимой на продажу. Под угрозой оказалось здоровье нации и престиж исконно русского продукта на мировом рынке. Для исправления положения высочайшим указом была создана комиссия во главе с Д.И.Менделеевым. В нее вошли виднейшие русские медики, химики, винокуры и экономисты. Комиссия разработала стандарт высококачественной русской водки. В 1894 году он был запатентован Правительством России. Эта водка была не только совершенно безопасной для здоровья, но даже полезной в умеренных количествах. Знатоков особенно восхищали в ней мягкость вкуса и, как тогда говорили, отличная «питкость».

На самом же деле история была следующая. С 1895 года в России постепенно разворачивается государственная питейная монополия. Духовным отцом и движителем этой грандиозной реформы стал Сергей Юльевич Витте, в то время занимавший пост министра финансов. Одной из целей реформы было повышение качества «высших питей» — ликеро-водочной продукции. Это предполагало производство и продажу алкоголя государством, тогда как производство спирта оставалось за частными лицами. Для реализации этой идеи в России было построено более 500 водочных заводов — винных очистительных складов. Надзор должны были осуществлять чиновники акцизного управления.

Для выработки стратегии монополии по инициативе Витте была создана Комиссия по высшим питьям во главе с Д.И.Менделеевым. Выбор председателя определился давним личным знакомством и взаимными услугами Витте и Менделеева. Для эффективного государственного контроля за качеством Комиссия была вынуждена пойти на очень скудный ассортимент государственной продукции и утвердить к выпуску водочный стандарт, такой по составу, качество которого легко контролируется простейшими лабораторными методами на местах. Именно эти причины легли в основу выработки стандарта монопольной водки, а не истинно русской водки. Деградационные меры в отношении высших питей планировалось применять только в первые годы монополии, а в дальнейшем вернуться к настоящим русским водкам — настойкам и русским ликерам — наливкам, восстановив широчайший ассортимент русских высших питей. Но в первые годы реформы, в годы отладки ее работы по всей России это было, вероятно, единственно правильным шагом. Питейная монополия выпускала пять видов продукции: «Вино обыкновенное в 40°», «Вино столовое в 40°», «Спирт в 57°», «Спирт в 90°» и «Спирт в 95°». Все это было простым водным раствором спирта, без каких либо традиционных для России вкусовых и ароматических добавок. Используемый для производства спирт должен был быть по возможности сделан из ржаного солода. Тогда как в водке «Русский стандарт», герое нашего рассказа, используется пшеничный спирт. При производстве монопольной водки водно-спиртовую смесь, содержащую 40 весовых частей этилового спирта, пропускали через угольный фильтр для минимизации сивушных масел. Вода должна быть очень мягкой, не содержащей много солей и «живой», не кипяченой. В итоге — монопольная водка была представлена как прозрачная бесцветная жидкость с легким характерным мягким спиртовым ароматом и вкусом. Выбор стандарта крепости в 40° для водки был не случаен. При таком соотношении спирта и воды очень четко, с минимальной ошибкой, контролируется концентрация спирта плотномером. Поэтому в винокуренном производстве издавна существовала условная мера для продукции — ведро спирта в 40°. Заслуга же Менделеева сводится только к теоретическому обоснования, почему водка должна быть такой крепости.

По существу, введение стандарта на монопольную водку в 1895 году стало поворотным моментом в современном понимании русской водки вообще. Во всей истории водочного производства в России до конца XIX века водкой считали настойки как таковые, цветные, на травах и ягодах, и перегнанные, ароматизированные, прозрачные. Если в водку (настойку) добавляли сахар или другие сладкие вещества, ее называли ратафией, если водку (настойку) перегоняли несколько раз и получался крепкий (около 60°) напиток, ее называли ерофеичем .

В России старались не пить простой водный раствор спирта хоть в 40 весовых частей, хоть в 57 (ерофеич). В.В.Похлебкин пишет о XVIII-начале XIX веках: «Считалось престижным иметь водки с ароматизаторами на все буквы русского алфавита, а порой и по две, три водки на каждую букву. Делали такие водки, как анисовая, березовая, вишневая, грушевая, дынная, ежевичная …». В собрании В.И.Даля приведена пословица о водке — «Настойка на зверобое и иных невинных травах». Старый русский алкогольный термин «горькое вино» означает водку, перегнанную с горьковатыми травами (полынью, почками березы, дуба, ивы, ольхи). В Сибири XVII — XIX веков пили анисовую, полынную, зверобойную, перцовую, пихтовую горькую, кедровую, медовую, бадьяновую и много других водок, настоянных на сибирских травах и южных пряностях, которые завозили из Китая вместе с чайными караванами через Сибирь в Европу. Один из первых винокуренных заводов в Сибири, Каменский (начало XVII века) недалеко от Енисейска, поставлял ординарную и сладкую водку со своими специями в Якутск, Нерчинск, Иркутск, Березов, Сургут, Нарым, Мангазею, Турух, Красноярск, Канск и Тобольск.  Лучшей водкой в России и в Сибири всегда была, как говорят современные производители, цветная водка — настойка и прозрачная — перегнанная настойка, более крепкая. Конечно, это не значит, что пили исключительно сдобренные вкусовыми или ароматическими веществами водки. Пили и простые водки, из спирта и воды, но это были самые дешевые, «не достойные» уважающего себя человека напитки.

Современное понятие русской водки как прозрачного водного раствора спирта с «характерным водочным запахом и водочным вкусом» корнями не опускается глубже питейной монополии 1895 года. Закрепилось это понятие в народе по причине широкого освещения всех подготовительных работ, проводимых правительством по подготовке питейной реформы. Все верили, что предложения правительства, ученых, царя-батюшки будут лучшими из всего, что было. И как только реформа заработала, сразу стало очевидным, что надо употреблять водный раствор спирта без всяких дополнительных добавок, что это и есть настоящая русская водка. В подтверждение этого после 1895 года все частные фирмы на территориях, где еще не началась реформа, переходят в своем ассортименте на монопольный. Последнее обстоятельство тоже сыграло свою роль в закреплении «монопольного» образа русской водки как истинного у народа. Советская власть поддержала стандарт пропущенного через березовый уголь, неоднократно профильтрованного, но обычного раствора спирта, Западные фирмы приняли этот образ, в чем большую роль сыграла и эмиграция. В.В.Похлебкин в книге «История водки» обосновал кулинарные нюансы монопольного образа водки, превратив ее в истинно русскую. Но в этой ситуации надо учитывать, что он защищал ее приоритет, а это — оправдывает средства.

Вернемся к нашему герою. Качество водки «Русский стандарт» хорошее, соответствующее всем нормам ГОСТа. Но поскольку это простой водный раствор спирта в 40° — откуда такая цена? Тем более по органолептическим показателям она не отличается от стандартной водки местных производителей. Думаю, что и сами производители, и Центральная дегустационная комиссия РФ, высоко оценившая водку, не отличит ее вслепую в ряду других наших классических водок. Попробуйте и вы ради эксперимента. Получается опять старая история — продается не содержимое, а упаковка и легенда — в нашем случае достаточно неудачная. И последнее, что хочется прокомментировать. В одном из буклетов дается совет, как надо пить хорошую водку. «Оцените ее аромат и вкус «водки «Русский стандарт»». Посмакуйте!» — таков призыв производителей, совершенно не догадывающихся, что смаковать русскую водку нельзя. Исторически сложилось так, что водка — продукт сопроводительный, и самостоятельно, вне стола, вне блюдного состава, не должен восприниматься, а следовательно, смаковаться. Из крепких алкогольных напитков только коньяк, граппа, марк, текила, сливовица, шнапс и другие вкусовые напитки могут претендовать на смакование, и то в период даджестива.

В последнее время у иностранцев появилась тенденция предлагать наряду с различными вкусовыми напитками в качестве даджестива и водку, когда все насытились и на стол ставятся только крепкие напитки. Но это будет еще долго не для русских. Так русский ли это «Русский стандарт»!?


Добавить комментарий

123